Дети, рожденные от матерей, которые курят во время беременности (MSP), подвергаются повышенному риску участия в антиобщественном поведении в подростковом возрасте и в зрелом возрасте - эффект, в котором, вероятно, присутствует прямая причинно-следственная связь. К такому выводу пришли американские исследователи из университетов Браун и Мэриленда.
В большинстве случаев проблем не будет, подчеркивают авторы, тем не менее, курение оказывается значимым фактором в некоторых группах риска, например, у матерей-подростков, у матерей с низким уровнем образования и т.п. Это предотвращаемые факторы риска, их влияние можно устранить мерами медико-социального характера.
Материал был набран в Совместном перинатальном проекте, который проводился в Бостоне и Провиденсе в 1959-1966 годах. Это было многоцентровое исследование, которое изучало пренатальные и перинатальные факторы, влияющие на психические, неврологические и физические способности потомства.
Всего в ювенальной части текущего анализа были задействованы данные 3828 участников из Провиденса. Во «взрослой» части учитывались полицейские протоколы с возрастными отсечками 18 лет и 33 года.
Всего были опрошены 1684 взрослых как из Провиденс, так и из Бостона, чтобы определить наличие признаков антиобщественного поведения в подростковом и взрослом возрасте. Средний возраст участников на момент опроса составлял 39 лет.
Чтобы оценить наличие антисоциального поведения в подростковом возрасте, исследователи использовали модуль расстройства поведения (СD) в составном международном диагностическом интервью. Если сообщалось о трех и более симптомах в этом опроснике, считалось, что у участников есть история антисоциального поведения. Для взрослых использовались критерии антисоциального расстройства личности из DSM-IV.
Исследователи изучили связь между курением матерей во время беременности и антисоциальным поведением у потомства в отношении нескольких видов эффектов. Они включали эффекты между семействами и внутрисемейные эффекты, а также оценочные эффекты с использованием комбинированного средневзвешенного значения двух других оценок.
Этот статистический подход позволил исследователям лучше изолировать эффект курения у матерей от других факторов, таких как история проблем психического здоровья и низкий уровень образования, которые могут влиять на развитие антиобщественного поведения.
Используя этот подход, в полностью скорректированной модели исследователи обнаружили, что курение во время беременности влияет на развитие различных форм антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
«Однократное увеличение MSP было связано с увеличением на 30% шансов ... наличия симптомов ≥3 CD и общего увеличения симптомов CD», - пишут исследователи.
Участники, чьи матери курили во время беременности, на 25% чаще сообщали о агрессивном поведении в подростковом возрасте (отношение шансов (OR) = 1,25). В полностью скорректированной модели такое же увеличение количества курения во время беременности в течение дня увеличивало вероятность того, что взрослые будут удовлетворять трем или более критериям антисоциального расстройства личности по критериям DSM-IV (OR, 3,48).
Для взрослых вероятность участия в неагрессивном антиобщественном поведении, связанная с матерями, которые в течение беременности увеличивали интенсивность курения во время беременности, была аналогичной (OR, 3,21).
Авторы подчеркивают, что поскольку когорта формировалась между 1959 и 1966 годами, то есть в основном до выхода доклада главного хирурга о последствиях курения для здоровья, поэтому маловероятно, что многие женщины в этом исследовании консультировались своими врачами по поводу отказа от курения.
Выводы из этого исследования, хотя и не являются окончательными, указывают на другую причину, по которой беременные матери не должны курить - негативное влияние на поведение их детей во взрослой жизни, считают исследователи.
Источник: Angela D Paradis et al., Maternal smoking during pregnancy and offspring antisocial behaviour: findings from a longitudinal investigation of discordant siblings // The Journal of Epidemiology and Community Health, 2017; doi: 10.1136/jech-2016-208511