Контакты: +7(977) 476-11-00 E-mail: mail@ooorou.ru
г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 1
Как вступить в РОУ? Регистрация

О.Б. Лоран: «Врачебная помощь должна быть искусством»


22 04/22

О.Б. Лоран: «Врачебная помощь должна быть искусством»

О.Б. Лоран: «Врачебная помощь должна быть искусством».

Одна из наиболее знаковых фигур российской медицины – академик РАН, профессор и заслуженный деятель науки РФ, Олег Борисович Лоран. Выдающийся ученый и практик, новатор в области реконструктивно-пластической урологии, автор более 500 научных работ и 25 монографий рассказал о выборе профессии, своем становлении как специалиста и о том, можно ли врачу обойтись без интуиции.

Рисунок1.jpg

Олег Борисович Лоран

 Академик РАН, заведующий кафедрой урологии и хирургической андрологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор, д.м.н.

Олег Борисович, Вы посвятили свою жизнь медицине и, в частности, урологии. Расскажите, на каких трех «китах» стоит мир врача лично для Вас?

Первый «кит» – это окружение, в котором я вырос. В нашей семье мама, тети и дяди были врачами разных специальностей, поэтому сомнений в выборе профессии у меня не было.

Вторым «китом» являются мои учителя, с которыми мне очень повезло. Это были замечательные врачи – не только урологи, но и хирурги, которых я встречал на разных этапах моей врачебной деятельности. Я помню каждого из них и предельно им благодарен.

Первым наставником, научившим меня азам урологии, был друг нашей семьи Павел Давыдович Лев. Благодаря работе братом милосердия в урологическом отделении под его началом, я впервые почувствовал тягу к урологии. Это произошло еще на втором курсе института, когда мне было около 18 лет. Затем моим основным учителем был профессор Дмитрий Вавильевич Кан – блестящий хирург-уролог, ученик Анатолия Павловича Фрумкина, «отца» урологической школы Боткинской больницы. Профессор Кан был человеком необыкновенного трудолюбия, который прошел путь от клинического ординатора до заведующего кафедры урологии.

Следуя принципу «Одна голова хорошо, а две лучше», я учился не только у своих руководителей, но и у коллег. Среди них – Герт Петрович Кулаков – блестящий нефролог и необыкновенно образованный человек, великолепно знавший свою специальность, а также профессор Юрий Антонович Пытель, на чьих лекциях и клинических разборах я всегда с удовольствием бывал. А одного врача, который многому меня научил, я позже оперировал сам лично, спасая ему жизнь.

Третий «кит» – это мои ученики, талантливые доктора, среди которых есть и академики, и профессора. Я по праву горжусь этими достойными людьми и глубоко убежден в том, что ученики должны превзойти своих учителей, иначе научный прогресс попросту невозможен.

Что из профессиональной литературы, прочитанной Вами, произвело наибольшее впечатление?

Помня о том, что врач должен постоянно учиться, я перечитал за свою жизнь огромное множество книг как по своей специальности, так и посвященных смежным областям медицины. Я полностью согласен с мнением легендарного академика Николая Ниловича Бурденко, который говорил о том, что «современный врач должен обладать образованной осведомленностью в пограничных дисциплинах». Всех прочитанных мной книг, конечно, не назову, но могу отметить замечательную монографию по клинической фармакологии Бориса Евгеньевича Вотчала, основоположника этой дисциплины в нашей стране, а также великолепную книгу Сергея Сергеевича Юдина «Этюды желудочной хирургии» , «Перитониты» Кирилла Семеновича Симоняна, «Руководство по акушерской и гинекологической урологии» Дмитрия Вавильевича Кана, « Клиническая онкоурология» под редакцией Б.П. Матвеева и множество других различных книг выдающихся урологов по нашей специальности.

Являются ли «китом» интуиция или «чуйка»? Имеют ли они значение в работе врача?

Безусловно, интуиция, «чуйка» очень важна для врача. Академик Иосиф Абрамович Кассирский как-то сказал: «Медицина – это наука, а врачевание – это искусство. И когда последнее перестает быть таковым, медицина теряет свое значение как наука». Врачебная помощь должна быть искусством, потому что не бывает ни одинаковых пациентов, ни одинаковых вариантов течения болезни. Для этого нужны не только постоянное обучение, но и интуиция, которая появляется с наработанным опытом.

За годы работы Вы, как выдающийся специалист, помогли огромному количеству людей. Как Вы воспринимаете свои достижения?

Должен сказать, что моя первая урологическая операция была крайне неудачной, и только благодаря моему учителю Д.В. Кану обошлось без серьезных последствий. Затем было много успешных операций и благодарных пациентов, с которыми мы стали близкими друзьями. С другой стороны, были люди, считавшие, что мы, врачи, им всем обязаны. Возможно, из-за этого бытует мнение о том, что хирурги постепенно черствеют и не реагируют на страдания пациента, приходя к так называемому профессиональному выгоранию. Я же думаю, что если с рождения человек эмоционально «тупой», то и в профессии он будет равнодушным. Но большинство врачей – обычные люди, которые переживают из-за неудач и радуются успеху. Я, например, особенно радуюсь достижениям своих учеников. В такие моменты я понимаю, что не зря живу на свете, помогая талантливым молодым людям достичь вершин своей профессии.